задача: научиться создавать флэш ролики, занимающие всё окно броузера.

Рецепт рассказывает о том, как организовать изменение расположения и размеров клипов в зависимости от размеров окна флэш плеера (или плагина). Keep it simple. :)

назад к списку уроков и рецептов

1. что и зачем

2. как организовать резиновый флэш ролик
    2.1  общий механизм
    2.2  приём, облегчающий жизнь

3. результат / исходник


1. Что и зачем

Давно уже никого не удивишь "резиновым" хтмл сайтом — сайтом, содержимое которого изменяется для заполнения всего окна броузера. Несмотря на то, что сделать то же самое с флэшем довольно просто, резиновые флэш сайты встречаются не так часто.

Кроме дизайнерских нужд, резиновость может понадобиться еще в одном случае — если вы не знаете заранее, какой может оказаться видимая область ролика в странице, или предполагаете, что может понадобиться изменить размер ролика на странице, не прибегая к дополнительной помощи флэш-разработчика.
в начало

2. Как организовать резиновый флэш ролик

Главное — сделать так, чтобы набор действий по позиционированию объектов выполнялся при каждом изменении габаритов окна.

Общий механизм. За информацию о размерах и настройках сцены ролика отвечает встроенный класс Stage. Этот класс обладает несколькими статическими свойствами, которые нам понадобятся:
  • Stage.width — ширина окна ролика в хтмл странице или в флэш плеере.
  • Stage.height — высота окна ролика в хтмл странице или в флэш плеере.
  • Stage.scaleMode — режим масштабирования сцены. Возможные значения этого свойства и подробное описание их действия есть в статье хэлпа. Скажу только, что нам понадобится режим Stage.scaleMode = "noScale", при котором флэш не будет пытаться масштабировать содержимое ролика под габариты окна.
  • Stage.align — выравнивание cодержимого ролика в окне плеера или броузера. Свойство указывает выравнивание по вертикали и горизонтали. В примерах к этому материалу я буду использовать выравнивание по верхнему левому углу окна, от есть Stage.align = "TL"(T — top, L — left). Мне кажется, это удобнее всего. Но, в принципе, вы можете использовать любой другой удобный вам вид выравнивания, это не существенно.
Класс Stage передает сообщения о событии "onResize" при изменении размеров окна плеера или броузера.

Подробнее о механизме передачи событий и о том, что это вообще такое, можно почитать на сайте Роста в статье "Модель событий Flash MX".

Сейчас нам важно понимать только одно: при изменении габаритов окна автоматически сработает метод onResize во всех специально подготовленных к этому объектах. Чтобы подготовить какой-то объект к реагированию на изменения габаритов окна, нужно выполнить два действия:
  • Создать в объекте метод onResize
  • Связать этот объект с классом Stage
Внимание! Механизм события onResize будет работать только при включенном режиме Stage.scaleMode = "noScale".

Первое можно сделать так:
// создадим объект
объект_реагирующий = {};

// создадим метод onResize
объект_реагирующий.onResize = function () {
    /* какие-то действия по масштабированию или  
       позиционированию клипов на сцене в соответствии
       с текущими значениями Stage.width и Stage.height */
}
Теперь необходимо сообщить классу Stage, что наш объект_реагирующий должен получать извещения об изменениях габаритов окна. Это делается так:
Stage.addListener(объект_реагирующий);
Переводя эту строку скрипта буквально: "добавить объект_реагирующий в ряды слушателей класса Stage". Стоит отметить, что "слушатель" — это, в данном случае, термин. Слушателями принято называть объекты, которые подписаны на получение извещений о каких-то событиях.

Итак, рецепт подготовки объекта к реагированию на изменения габаритов окна:
Stage.scaleMode = "noScale";

// создадим объект
объект_реагирующий = {};
// создадим метод onResize
объект_реагирующий.onResize = function () {
    /* какие-то действия по масштабированию или  
       позиционированию клипов на сцене в соответствии
       с текущими значениями Stage.width и Stage.height */
}

// наладим связь между классом Stage и нашим объектом
Stage.addListener(объект_реагирующий);
В принципе, не обязательно создавать новый объект для помещения в него метода onResize. Вы так же можете использовать для это любой из существующих объектов любого типа, например _root:
Stage.scaleMode = "noScale";

_root.onResize = function () {
    // какие-то действия
}
Stage.addListener(_root);
Это удобнее и логичнее, если действий всего одно — два.

Пример:
// код в кадре главной линейки кадров (_root)

// настройки сцены
Stage.scaleMode = "noScale";
Stage.align = "TL";

/* создадим текстовое поле, которое 
будет содержать подпись и располагаться
в правом нижнем углу видимой области ролика */
this.createTextField("TF", 0, 0, 0, 0, 0);
TF.autoSize = true;
TF.text = "подпись в правом нижнем углу";

// метод onResize создается прямо в _root
onResize = function ()
{
    /* при каждом изменении габаритов окна
    ставим текстовое поле на свое место */
    this.TF._x = Stage.width-this.TF.textWidth;
    this.TF._y = Stage.height-this.TF.textHeight;
};
Stage.addListener(this);

Результат 1: [посмотреть].

Попробуйте изменить размер окна броузера и убедитесь, что подпись всегда остается в правом нижнем углу окна флэша.

Приём, облегчающий жизнь. Часто при разработке ролика с изменяющимися габаритами требуется позиционировать много объектов в зависимости от размеров окна. Причем довольно часто требуется пропорциональное изменение габаритов/позиции клипов. Это можно сделать так, как было показано в примере 1, а можно придумать что-нибудь более интересное. :)

Например, создадим на сцене следующие объекты:
Теперь заставим все эти объекты позиционироваться пропорционально размерам окна, считая "нормальным" размером 400х300 (пока что зададим только изменение позиции).
// настройки сцены
Stage.scaleMode = "noScale";
Stage.align = "TL";

// создадим объект для реагирования на изменение габаритов окна
var resize_obj = {};

// запомнили нормальную ширину
resize_obj.normal_width = 400;

// запомнили нормальную высоту
resize_obj.normal_height = 300;

// самое главное: список объектов, которые будем перемещать
resize_obj.position = [square,   // квадрат
                       circle,   // круг
                       triangle, // треугольник
                       TF0, TF1, 
                       TF2, TF3  // текст. поля
                       ];

// собственно, реакция на изменения габаритов окна
resize_obj.onResize = function()
{
    var clip;
    for (var i in this.position) {
        // перебираем все клипы в списке
        clip = this.position[i];
        
        // восстанавливаем пропорции для каждого клипа
        clip._x = Stage.width*clip._xRatio;
        clip._y = Stage.height*clip._yRatio;
    }
};

// связь между классом Stage и объектом resize_obj
Stage.addListener(resize_obj);

/* запоминаем пропорции (отношение координат 
к нормальной ширине/высоте) */
var clip;
for (var i in resize_obj.position) {
    // перебираем все клипы в списке
    clip = resize_obj.position[i];

    // пропорция по горизонтали
    clip._xRatio = clip._x/resize_obj.normal_width;

    // пропорция по вертикали
    clip._yRatio = clip._y/resize_obj.normal_height;
}

Результат 2: [посмотреть].

Попробуйте растягивать и сжимать окно броузера, и посмотрите, как перемещаются при этом объекты. Мы запомнили соотношение координат каждого из объектов с нормальными размерами сцены. При изменении габаритов окна достаточно умножить соответствующие габариты на сохраненные значения пропорций, чтобы получить искомые значения координат.

Теперь добавим изменение размеров. Пусть клип с кругом всегда будет отмасштабирован пропорционально габаритам окна, квадрат пусть будет растянут только по горизонтали а треугольник вытянут только по вертикали. Чтобы добавить изменение размеров, нужно запомнить пропорции высоты и ширины так же, как мы запоминали пропорции для координат. Добавленные части отмечены жирным шрифтом.
// настройки сцены
Stage.scaleMode = "noScale";
Stage.align = "TL";

// создадим объект для реагирования на изменение габаритов окна
var resize_obj = {};

// запомнили нормальную ширину
resize_obj.normal_width = 400;

// запомнили нормальную высоту
resize_obj.normal_height = 300;

// самое главное: список объектов, которые будем перемещать
resize_obj.position = [square,   // квадрат
                       circle,   // круг
                       triangle, // треугольник
                       TF0, TF1, 
                       TF2, TF3  // текст. поля
                       ];

// собственно, реакция на изменения габаритов окна
resize_obj.onResize = function()
{
    var clip;
    for (var i in this.position) {
        // перебираем все клипы в списке
        clip = this.position[i];
        
        // восстанавливаем пропорции координат для каждого клипа
        clip._x = Stage.width*clip._xRatio;
        clip._y = Stage.height*clip._yRatio;
        
        // если для клипа определена пропорция по ширине
        if (clip._widthRatio != undefined) {
            clip._width = Stage.width*clip._widthRatio;
        }
        // если для клипа определена пропорция по высоте
        if (clip._heightRatio != undefined) {
            clip._height = Stage.height*clip._heightRatio;
        }
    }
};

// связь между классом Stage и объектом resize_obj
Stage.addListener(resize_obj);

/* запоминаем пропорции координат 
(отношение координат к нормальной ширине/высоте) */
var clip;
for (var i in resize_obj.position) {
    // перебираем все клипы в списке
    clip = resize_obj.position[i];

    // пропорция координаты по горизонтали
    clip._xRatio = clip._x/resize_obj.normal_width;

    // пропорция координаты по вертикали
    clip._yRatio = clip._y/resize_obj.normal_height;
}

/* запоминаем пропорции высоты и ширины 
(отношение габарита к нормальной ширине/высоте) */
circle._widthRatio = circle._width/resize_obj.normal_width;
circle._heightRatio = circle._height/resize_obj.normal_height;
square._widthRatio = square._width/resize_obj.normal_width;
triangle._heightRatio = triangle._width/resize_obj.normal_height;

Результат 3: [посмотреть].

Попробуйте изменять размеры окна броузера и посмотрите, как перемещаются и масштабируются объекты. Обратите внимание, что буквы в текстовом поле справа не деформируются при изменении свойства _width поля. Вместо этого текстовое поле перестраивает свои строки в соответствии с заданной шириной.

Последний штрих к нашей чудо-функции onResize: добавим несколько строк для отображения текущего размера сцены флэша.
_root.TF1.text = "текущие габариты ролика: ";
_root.TF1.text += Stage.width+"x";
_root.TF1.text += Stage.height;
Теперь мы всегда будем знать, каков текущий размер сцены флэша в пикселях.

Результат 4: [посмотреть] [исходник]


в начало
назад к списку уроков и рецептов